Борьба с посторонними запахами. Часть 1. (Академия гостеприимства, 2016)

удаление неприятных запахов

Гостиница чаще всего ассоциируется со словом уют. А уют, в свою очередь, подразумевает комплекс мер, в которые входит чистота, тишина, удобство мебели, заботливый персонал  и многое, многое другое. Но есть в этом списке один пункт, который наиболее важен – отсутствие неприятных запахов. Так устроен человеческий мозг, что обоняние играет очень важную роль в жизни человека, и чаще всего, люди очень негативно реагируют на наличие какого-либо постороннего запаха, особенно в месте длительного пребывания. Я, умышленно, в данном случае, использую термин «посторонний», а не «неприятный», так как в нашем обществе нет единого понимания, что относится к «приятным», а что к «неприятным» запахам.

Любые окружающие нас запахи, воздействуют на наше подсознание. Подобрать какой-нибудь запах, который бы понравится абсолютно всем нашим гостям – невозможно.  Поэтому в гостиничной индустрии сложилась такая практика, что в зоне, где гость проводит большую часть времени, то есть в номере, нужно стремиться к тому, чтобы вообще не было никаких запахов. А в общественной зоне, на рецепции, в лобби-баре, в гостевом туалете – допускается наличие каких либо, нейтральных запахов, которые принято относить к категории «приятных».

Происхождение неприятных запахов

Чаще всего, понятие «неприятный запах», применительно к гостинице, относится к табачному дыму, к прокуренным номерам. Сейчас курение в общественных местах, и соответственно, в гостинице, запрещено на законодательном уровне. Но все равно, находятся гости, которые нарушают это требование и курят в номерах. Чаще всего, таких гостей штрафуют, но ведь сам по себе факт получения штрафа не решает проблему с нейтрализацией запахов в прокуренном номере. Следовательно, горничные должны иметь необходимые знания и оснащение, для быстрого решения этой проблемы.

Но курение в номерах, это только часть проблемы. Если хорошенько подумать о том, какие запахи могут мешать гостям чувствовать настоящий уют, то список будет значительно шире. Наиболее распространены запахи моющих и дезинфицирующих средств, особенно там, где пользуются бытовыми продуктами из ближайшего супермаркета. Кроме этого, наиболее стойкий и неприятный запах, чаще всего, остается после процедуры дезисекции.

Отдельно нужно обратить внимание на запахи, связанные с ремонтом или строительством. Зачастую, от срочных локальных работ отказываются и переносят их на менее загруженные периоды из-за шума, пыли и, сопровождающего большинство работ, специфического аромата. Запах краски, клея, лака, растворителей, имеют свойство долгое время не выветривается, и очень сложно маскируются какими-либо ароматизаторами. Сюда же можно отнести и запах свежеуложенного ковролина, особенно, если он на прорезиненной основе. Можно подбирать время с минимальной загрузкой, можно перекрывать часть гостиницы, теряя прибыль, а можно освоить современные технологии и делать все, что нужно, быстро и эффективно, без значимых отрицательных последствий.     

Более редким, но не менее маловажным, является неприязнь некоторых гостей к запаху «прежних жильцов». Сюда относится стойкий парфюм, ароматические вещества и специи, запах пота и т.д. К сожалению, многие из таких запахов не удаляются в процессе уборки, и так же требуют применения особых технологий.

В отдельную категорию можно отнести запахи, появляющиеся в результате длительного нахождения пролитых жидкостей, типа прорыва канализации, открытого окна во время ливня, а так же появление гнилостного запаха в результате неправильной чистки ковролина или мягкой мебели. Ну и совсем редкие случаи – рвота, моча и кал. Согласитесь, никто не застрахован, что с гостем в номере не произойдет какой-либо казус.  Здесь, без качественной чистки и быстрой сушки поверхностей, никакая технология отдельно с запахом не справится, но обо всем по порядку.  

Так как же бороться с посторонними запахам?

Рассмотрим несколько технологий. У каждой из них разная степень эффективности, но и разные требования к подготовке персонала и финансовая составляющая.

Химические «освежители воздуха»

Самый распространенный и простой, но и менее эффективный, это использование химических «нейтрализаторов запаха». Практически каждый поставщик профессиональной продукции для специализированной уборки в гостиницах, имеет в своем ассортименте концентрированные или готовые к применению продукты, для ароматизации помещений или нейтрализации неприятных запахов. В принципе, распыление такого продукта, практически во всех технологических картах является финальным действием при уборке номера, вне зависимости от того, есть там посторонние запахи, или нет. В частности, этот шаг позволяет нейтрализовать запах тех моющих средств, которые применялись в процессе уборки и дезинфекции. Некоторые из таких продуктов имеют собственный аромат, который исчезает через некоторое время оставляя достаточно «свежий воздух». Для применения таких продуктов рекомендуется использовать ручные триггеры с регулируемой формой распыления — вместо струи нам нужен эффект мелкодисперсного распыления. Эта технология может быть достаточно эффективной против «бытовых» запахов: моющих средств, парфюма, продуктов питания, пота, пыли, уличного смога. Однако такие продукты, даже в большей концентрации или после многократного применения, не в состоянии удалить более сложные запахи.

Настоятельно не рекомендуется использование бытовых «освежителей воздуха», так как, во-первых,  после их применения остается устойчивый синтетический запах, во-вторых, они бесполезны с точки зрения именно удаления других запахов, так как действуют по принципу «маскировки». «Маскировка» посторонних запахов происходит за счет воздействия на рецепторы, воспринимающие запахи, путем подавления одного запаха другим. Со временем, маскирующий эффект проходит, и неприятный, более устойчивый запах опять «возвращается».

Озонирование

Следующая по распространенности технология – озонирование. Как и в любой другой, здесь есть и положительные и отрицательные стороны, и мы ознакомимся с ними, а так же с самыми распространенными ошибками в применении генераторов озона.

Для ежедневной обработки такая процедура не нужна, а вот в случаях с наличием биологических запахов, таких, как плесень, гниение, пот и табачный дым, озон действует достаточно эффективно. Необходимо учитывать, что воздействие озона неблаготворно сказывается на человеческом организме, поэтому во время работы генераторы, ни в коем случае в помещении не должны находиться люди. В принципе, это относится и к домашним животным и даже к живым растениям. После окончания процедуры обработки, помещение обязательно нужно хорошо проветрить, вне зависимости от погодных условий. 

Озон – очень ядовитый газ, относящийся к высшему классу опасности. Токсичность озона превосходит синильную кислоту и хлор, которые относятся к боевым отравляющим веществам. Образуется вследствие сильного электрического разряда, которой расщепляет кислород на атомы, а они, в свою очередь, присоединяются к молекулярному кислороду, образуя молекулы озона – О3. В природе озон образуется под воздействием естественных условий, ультрафиолета и гроз в атмосфере. Именно поэтому после ярких вспышек молний на небе обычно чувствуется запах, похожий на запах после использования озонатора.

Озон – газ тяжелее воздуха, следовательно, он опускается вниз, а дым же, наоборот, всегда поднимается вверх. Поэтому, чем выше будет установлен генератор, тем эффективней будет процесс обработки. Не забываем о том, что воздействие озона разрушает резиновые изделия, поэтому, если в номерах есть такие, например уплотнители в стеклопакетах или на двери холодильника, то их нужно обработать вазелином или силиконом. При повышенной концентрации озона, возможно даже окисление металлических поверхностей. Не рекомендуется использовать эту технологию при наличии мокрых поверхностей (влажная постель, мокрый ковролин), так как озон, по сути, это тот же кислородный отбеливатель, только в газообразном состоянии. Стоит отметить, что согласно статистике, далеко не всем гостям может понравиться «запах грозы» после озонатора. Некоторым он кажется «тяжелым» и «спертым», поэтому, кроме основательного проветривания, рекомендуется дополнительное использование «освежителя воздуха».

К непосредственным плюсам данной технологии можно отнести то, что генератор озона практически не требует расходных материалов, и обучиться работать с ним можно достаточно быстро и просто.  Однако на «индустриальные» запахи, воздействие озона минимально.

Продолжение — Борьба с посторонними запахами. Часть 2. 

Тарас Дударь.
«Академия гостеприимства» (Россия) 2016 г.