Обзор российского рынка клининга 2016

клининг торговый центр

Одним из быстрорастущих направлений бизнеса на российском рынке управления недвижимостью  является  клининг.  В  данной  статье  представлены  результаты маркетингового исследования, проведенного на основе экспертных оценок специалистов DISCOVERY Research Group. Рассмотрена рыночная среда клининга: структура, сегменты, размер  рынка,  потенциал  роста,  основные  игроки. Материалы  собирались  и анализировались на основании мониторинга печатных и электронных деловых и специализированных  изданий. Аналитические оценки  строились  из собственных  расчётов компании   на   основе   кумулятивного   анализа,   опубликованных   от   лица   игроков   и независимых экспертов рынка клининга, материалов в сети Интернет. Большая часть информации, представленной в статье, основана на результатах исследований самих маркетологов и сопоставления актуальных данных с аналитическими обзорами рынка клининговых услуг других организаций. Расчёт объема рынка клининговых услуг осуществлялся по данным, предоставленным компаниями «Ронова», «Кристанваль» и др., а также на основе аккумулирования данных открытых и полуоткрытых специализированных источников.

Введение. Рынок управления недвижимостью и ее эксплуатации является одним из немногих связанных с недвижимостью рынков, которые активно развиваются и имеют серьезные перспективы. Столь благоприятному прогнозу способствует тот фактор, что именно квалифицированное управление позволяет собственнику здания оптимизировать затраты, что так важно в период финансовой нестабильности.

Компании, которые работают в сфере управления и эксплуатации недвижимости, предоставляют услуги для поддержания работоспособности зданий. К таким услугам относятся: ремонтно-строительные работы, клининг, техническая эксплуатация, автотранспортные услуги и т.д. Но комплексное обслуживание зданий – это не только ранее перечисленные услуги, это также и постоянный мониторинг состояния объекта недвижимости.

Наибольшим спросом среди услуг управляющих компаний пользуется такая услуга как клининг. Услуга представляет собой профессиональную деятельность специализированных компаний в сфере уборки помещений, поддержания чистоты, ухода за объектами недвижимости и прилегающими территориями.

Методика исследования. Для исследования был выбран кабинетный подход, основанный на анализе вторичных данных. Исследование проводилось на основе анкетирования и экспертных оценок специалистов DISCOVERY Research Group. Были использованы внешние открытые источники (вторичные данные) — опубликованные в СМИ результаты маркетинговых исследований, проведенных такими компаниями как: «Ронова»,

«Кристанваль»,   «РБЕ   Клининг».   Данные   этих   компаний   достаточно   компетентны, достоверны  и  им  можно  доверять.  Целью  исследования  является  выявить  конъюнктуру рынка клининга: рыночная среда, размер рынка, потенциал роста.

Результаты исследования. До сегодняшнего дня большинство потребителей услуг клининговых   компаний   –   это   собственники   офисной,   торговой   и   промышленной недвижимости. Доля дохода клининговых компаний от обслуживания таких заказчиков составляет 60%, а доля этой клиентской группы в общем объеме спроса на услуги профессиональной уборки достигает 80%. В течение 2013-2015 значительно возросла доля торгового   сегмента   и   равняется   приблизительно   30   %   от   общего   объема   рынка   в натуральном выражении [1].

Согласно  оценкам  экспертов,  на  столичном  рынке  работает  более  300  уборочных фирм. По размеру бизнеса их можно условно поделить на 4 большие категории [2] (рис.1):

 крупнейшие операторы (численность персонала более 500 человек);
 крупные операторы (численность персонала от 200 до 500 человек);
 средние операторы (численность персонала от 50 до 200 человек);
 мелкие операторы (численность персонала до 50 человек).

 виды клининговых компаний

Рисунок 1. Виды клининговых компаний по размеру бизнеса

Данные за 2014 год CBRE и Jones Lang LaSalle также указывают на хороший прирост в торговом секторе – ритейл (41%) (рис.2). В это определение вошли как торговые центры (немногим более 25%), так и объекты розничной торговли (около 16%), в первую очередь, сетевые. Другой крупный сегмент рынка – офисные помещения (15% от общего объема). В совокупности это более половины московского клинингового рынка. Результаты вполне предсказуемы, т.к. в столице России на конец 2012 года насчитывалось 13,17 млн. кв.м. качественных  офисных  площадей  (по  данным  CBRE)  и  более  3  миллионов  квадратных метров качественных торговых объектов (по данным Jones Lang LaSalle). По степени глобализации розничных сетей Москва в Европе уступает только Лондону и Парижу. По данным CBRE, в Москве представлено 40% всех мировых ритейлеров (у мировых лидеров – до 60%). В люксовом сегменте показатель Москвы выше – 72% [3].

анализ клинингового рынка       Рисунок 2.   Структура клинингового рынка Москвы по
типам недвижимости в 2014 г., % от стоимостного выражения

По расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, клининг имеет потенциал выхода на такие сегменты, как система ЖКХ и медицинские учреждения [4]. При работе с такими  заказчиками  на  первый  план  выходят  продажи  через  электронные  торговые площадки, как собственные, так и отраслевые, и общероссийские. Создание заводом, медучреждением собственной электронной площадки даст возможность полностью учесть и реализовать все нюансы и особенности проведения торгов, организации процесса обучения, управление по допуску к торгам потенциальных участников, возможность настройки по допуску к торгам, этапам формирования лотов, времени проведения торгов и настраивание протокола по проведенным торгам.

В  2014  году существеннее  всего  вырос  государственный  сегмент  –  16,6%.  Этому способствовал перевод услуг по обслуживанию госструктур на аутсорсинг. Основным потенциалом расширения российского рынка клининга на период до 2015 г опять-таки является сектор государственных учреждений, а также территории производственного назначения [5].

В 2014 году самый большой прирост — более чем в 2 раза — наблюдался в спортивном секторе, что связано с Олимпийскими играми в Сочи. Так, если в 2013 году объем рынка в этом секторе был равен 300,4 млн. евро (около 1.2 млрд.руб.), то в 2014 году он вырос до 715 млн. евро (около 3 млрд.руб) [6].

Объем   рынка   профессиональной   уборки   в   России   составляет   54   млрд.   руб.

Московский регион является привлекательным сегментом – это чуть менее половины от всего Российского рынка данной услуги.Следует обратить внимание на критерии выбора клининговой фирмы. К этим критериям относятся: авторитет на рынке, стоимость и ассортимент предоставляемых услуг, уровень используемых в работе оборудования технологий и химикатов, квалификация персонала и система контроля выполнения уборки.

Единого ценника на обслуживание квадратного  метра  не существует,  а основным фактором, влияющим на стоимость обслуживания объекта, является фонд заработной платы, т.е. цена услуги зависит от количества и качества специалистов, чьими силами производится обслуживание объекта. Только лишь сфера клининга для многих игроков рынка не представляет интереса, так как деньги длинные, а риски велики.

На рынке, по мнению специалистов DISCOVERY Research Group, представлены 3 большие группы компаний, отличающиеся по размеру. Одна часть игроков предлагает узкоспециализированные услуги, другая часть позиционирует себя как универсальных клининговых подрядчиков, а третья группа предоставляет кроме клининговых, также кейтеринговые и прочие сопутствующие услуги.

По оценкам DISCOVERY Research Group (DRG), на рынке клининга фигурируют пять  основных  крупнейших  игроков  (рис.3).  Именно  на  эти  5  топовых  по  обороту компаний приходится порядка 25% от российского рынка в стоимостном выражении. Войти в рейтинги экспертный оценок– это сильный имиджевый ход для любой компании.

тп пять клининговых компаний

Рисунок 3. ТОП-5 российских клининговых компаний

 

В  отношении  борьбы  за  клиента  также  нет  единого  мнения.  Согласно  оценкам игроков рынка, в настоящее время клининговыми компаниями обслуживается не более 70% доступных объектов нежилой недвижимости Москвы. В то же время аналитики РБК.research ожидают, что потенциал роста у московского рынка клининга, а значит и прироста клиентов у клининговых компаний, составляет порядка 50% от существующего объема с учетом строящихся и анонсированных на ближайшие годы объектов [7].

Темпы роста рентабельности клинингового бизнеса имеют факторы к замедлению из- за насыщенности рынка услуг проф. уборки в России. Это заставляет игроков рынка находиться в режиме постоянного поиска новых возможностей для развития, а также осваивать новые бизнес-ниши далеко за пределами традиционных клининговых услуг. Чем крупнее   клининговая   компания,   тем   более   широкую   линейку   услуг   она   готова предоставлять.

При расширении бизнеса ключевые игроки рынка расширяют спектр услуг и выходят в мультисервис, дальнейшее расширение услуг в области управления недвижимостью обеспечивает  выход  в  термин  Facility  Management.  Фасилити-менеджмент  представляет собой управление физическими активами организации или физического лица одной компанией. Под этим понимается не только управление инженерными системами коммерческого  объекта,  но  и  все,  что  с  этим  связано:  уборка,  вывоз  твердых  бытовых отходов, благоустройство территории и т.д. Рынок компаний, которые предлагают услуги фасилити-менеджмента, достаточно большой. Это связано с тем, что все западные компании, присутствующие на нашем рынке, всегда отдают эксплуатацию и управление своей недвижимостью в руки специалистов.

Заключение. Рынок клининга развивается и объемы работы для клинеров растут с каждым годом вместе с новыми строящимися объектами. Растет и количество компаний, решивших на нем заработать. Молодые конкуренты не дают почивать на лаврах старожилам, которым приходится расширять спектр своих услуг, чтобы оставаться на вершине и поддерживать рентабельность своего бизнеса на приемлемом уровне.

Рынок клининга далёк от насыщения и в последние годы демонстрирует быстрые темпы роста, которые обещают сохраниться в ближайшие несколько лет на уровне 30-40%. Основным потенциалом расширения российского рынка клининга является сектор государственных учреждений, а также территории производственного назначения.

Проведённое маркетинговое кабинетное исследование показало основные тренды, присутствующие на  рынке клининга,  основных игроков и  потенциал  роста.  Полученные результаты были уточнены с помощью экспертов в области управления недвижимостью.

 

Аверьянова М.В., Киреев В.С.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»