Технологии XXI века превратили уборку из «грязной работы» в сложно устроенную хайтек-индустрию. Часть 1.

Возможно, мир не становится лучше, но точно становится чище. Запрос на поддержание городов и зданий в опрятном состоянии звучит все отчетливее, стимулируя быстрый рост оборотов клининговой отрасли.

Он был бы невозможен без развития уборочной техники. Дворники с вениками и уборщицы со швабрами уходят в прошлое: сегодня их работу выполняют высокопроизводительные машины с «умным» управлением, каждая из которых специализируется на определенном типе загрязнений. В итоге чистота становится дешевле, а ее обеспечение все чаще отдают на откуп профессионалам.

Конкуренция между ведущими брендами, а также их подражателями из Китая заставляет рынок внедрять одну инновацию за другой. Повышение энергоэффективности, алгоритмизация работы, индивидуальная настройка систем, роботизированный сервис – эти общие для хайтек-индустрии тренды проявляются здесь с максимальной наглядностью. Обозреватель «Профиля» убедился в этом, побывав на заводах Karcher в Германии и поговорив с экспертами отрасли.

От коровника до реактора

Какая она – профессиональная уборочная техника? Кажется, что речь идет о чем-то нехитром, вроде трактора, очищающего улицу от снегопада. Но в эту категорию попадает множество устройств – от небольших ручных пылесосов до масштабных систем очистки.

Главный инструмент клининговой индустрии – поломоечные машины, незаменимые в торговых центрах, на складах и заводах. Принцип их работы прост и эффективен: проезжая, машина подает на пол очистительный раствор, его растирает щетка, затем в «хвост» устройства засасываются грязная вода и мусор.

Похожий метод, но с другими средствами уборки применяется в аппаратах для чистки ковров и пароочистителях (эти устройства популярны в уборке офисов и отелей), а также в подметально-уборочной технике для улиц.

Отдельный сегмент на рынке занимает индустриальное оборудование. Например, аппараты высокого давления (АВД), за счет сильного напора воды смывающие стойкие химические загрязнения с труб, стоков, буровых платформ. При работе с таким устройством не обойтись без специальной защиты: прочного комбинезона, шлема, ботинок с металлическими носками. Особо мощные АВД способны разрезать бетон, отделяя его от арматуры, – это требуется на стройках и дорожных объектах. Аппараты с подогревом воды позволяют добиваться дезинфекции без чистящих средств и растворителей, что актуально уже в сельском хозяйстве.

Специальная уборочная техника найдется для любых нужд. Например, в помощь тем же фермерам разработаны пылесосы для сбора воды: с помощью помпы они непрерывно откачивают воду в канализацию, что позволяет очистить хлев или коровник «заливным» методом. Для заводских цехов, куда не должна попадать вода (в пищевом производстве или на сборке микроэлектроники), предлагаются аппараты струйной чистки сухим льдом (грануляторы). А для городских служб оказалась весьма полезна лейка для удаления нежелательных растений. Оказалось, что бороться с сорняками на парковых аллеях или тротуарах нужно не прополкой или подрезанием – проще полить их кипятком. Сегодня этот метод набирает популярность в Западной Европе.

Существует также стационарная техника – целые системы, монтируемые из множества составляющих. Сюда входят установки по мойке емкостей, контейнеров, реакторов, моечные станции для грузовиков и вагонов, портальные автомойки. Комбинация высокого давления, горячей воды и специальных очистителей делает, казалось, невозможное: грязный автомобиль засверкает через три минуты мойки, цистерна для перевозки нефтепродуктов – через 20–25 минут.

Лукавые цифры

Если на рынке бытовой техники для уборки хозяйничают многопрофильные бренды, производящие все подряд, от чайников до смартфонов, то профессиональные аппараты – это вотчина специализированных концернов. Немецкие Karcher, Hako, Columbus, Kranzle и Hefter, итальянские IPC, Comac, Ghibli & Wirbel, Lavor PRO и Fimap, американские Tennant, Tornado, NSS и Factory Cat, швейцарские Cleanfix и Taski, датский Nilfisk – эти компании совершенствуют свои модели десятилетиями (история большинства из них начинается в середине XX века), из-за чего они так сильно отличаются от бытовых «собратьев». Любопытно, что в сфере клининга не существует академических организаций, поэтому новые устройства разрабатываются непосредственно на заводах.

В маркетинговых исследованиях по-разному определяются границы этого рынка и, как следствие, различаются итоговые показатели. К примеру, по данным Technavio, глобальные продажи подметальных и поломоечных машин растут на 6% ежегодно – в 2017 году они составили $2,8 млрд, в 2021‑м достигнут $3,8 млрд. А в ResearchAndMarkets.com прогнозируют продажи на сумму $5 млрд в 2024 году.

Данные, публикуемые производителями, также противоречивы или фрагментарны. Например, Karcher с момента основания остается закрытым семейным предприятием и не имеет необходимости публиковать финансовую отчетность. Известно, что общий оборот концерна составляет 2,5 млрд евро в год, из которых на профессиональную технику приходится около половины.

Годовая выручка Nilfisk составляет 1,1 млрд евро, при этом компания утверждает, что занимает 15% рынка (то есть его суммарный объем принят за 7,5 млрд евро). А Tennant оценивает весь рынок в $5 млрд, заявляя, что занимает на нем 18% ($809 млн выручки в 2015 году), обгоняя Nilfisk (17%), Karcher (11%), Hako (9%) и Taski (3%).

Точно можно сказать лишь одно: клининговая отрасль на подъеме во многих странах. За последние пять лет она выросла в мире с $959 млрд до $1,314 трлн (данные ISS Group).

Каково у брендов соотношение сил на российском рынке, не знает никто, поведал «Профилю» генеральный директор СРО «Ассоциация клининговых и фасилити операторов» (АКФО) Андрей Драгунов. «На рынке числится около 8000 компаний, оказывающих услуги по профессиональной уборке, – говорит он. – При этом членами СРО АКФО является очень небольшая часть представителей отрасли. Но хотя в общем объеме выручки они занимают существенную долю, нам трудно отслеживать ситуацию с их техническим оснащением. По сути, чтобы выяснить, кто какую технику использует, необходимо проводить полноценное маркетинговое исследование. Вероятно, мы займемся этим».

По наблюдениям собеседников «Профиля», в основном российские клинеры экипированы техникой от трех производителей – Karcher, Nilfisk и Tennant. Причем лидерство этой тройки сформировалось в последние несколько лет. До этого на рынке активно присутствовали Hako, Taski, Columbus, NSS, Cleanfix. Но постепенно они утратили позиции и теперь поставляют в Россию ограниченный ассортимент техники, пользуясь популярностью у заказчиков, давно сделавших выбор в их пользу и не желающих менять привычки.

«Переломным моментом стал обвал рубля в 2014–2015 годах. Тогда был сильный провал в клининговой отрасли, рынок сузился, и многие поставщики сочли его неперспективным. Сейчас на российском рынке выживают сильнейшие, держась за заключенные раньше контракты. Гегемония трех лидеров означает, что им лучше всех удается продавать в этих условиях», – считает специалист по сервису клининговой техники Александр Комаров.

С чего начинается выгода

Каждый бренд стремится «захватить» клиента на долгую перспективу, предложив ему такие условия, которые не «перебьют» конкуренты. Например, взаимовыгодной схемой оказалась сдача техники в аренду. Это удобно для клининговых операторов, получивших краткосрочный подряд и не уверенных, что после его выполнения машинам найдется новая работа.

Первым предлагать свою технику во временное пользование начал Tennant в начале 2010‑х. Другие бренды поначалу отнеслись к этой идее со скепсисом, но вскоре присоединились. Особенно схемы с арендой и совместным использованием оборудования стали распространяться с началом кризиса, когда сильно сократились возможности по закупке техники.

Другой коммерческой «приманкой» стала восстановленная техника. Это вариант trade-in продаж: производитель выкупает свои старые машины, тщательно их ремонтирует и снова продает – дешевле и с меньшей гарантией. По словам экспертов, российские заказчики приняли эту схему на ура и она будет лишь набирать обороты.

Часто определяющим фактором при выборе производителя становится его сервисный потенциал: география сервис-центров, количество инженеров, доступных запчастей. В частности, всерьез рассчитывающий на российский рынок поставщик должен вложить в склад запчастей несколько миллионов евро.

«Ремонт нужен регулярно, – констатирует Андрей Драгунов. – И это не упрек технике! Чего греха таить – не всегда компаниям по карману нанять квалифицированный персонал, поэтому иногда за машину встает такой оператор, который ее попросту «убивает». И здесь возникает замкнутый круг: производителю с небольшим объемом продаж в России накладно инвестировать в сервис. А из-за этого потенциальные клиенты опасаются, что им не смогут оказать поддержку в критической ситуации. И если в Москве еще можно найти машину на подмену, то в регионах поломка означает, что остановилась вся работа и надо срочно нанимать людей, чтобы они убирали вручную. Но ведь заказчику не это было обещано: если в контракте прописана механизированная уборка, значит, будь добр достать машину».

Как рассказывают эксперты, зачастую клинеры используют для подстраховки технику сразу от двух брендов. Например, был период, когда Nilfisk подводил с запчастями. Тогда компании стали заключать договоры с Tennant, что мобилизовало представителей датского бренда: они назначили нового директора по сервису, тот модернизировал склад, наладил работу.

Еще один способ завоевать расположение заказчиков – предлагать максимально разнообразный ассортимент техники. Здесь выделяется Karcher, с 1970‑х годов осваивающий нишу моек высокого давления и настолько ассоциирующийся с ними, что в некоторых языках эти аппараты так и называются – «керхер» (по аналогии с «ксероксом»). В компании утверждают, что занимают первое место в России по их продажам: по АВД с подогревом воды рыночная доля достигает 80%, без подогрева – 60% (для сравнения: в сегменте поломоечных машин доля Karcher составляет 36%).

Еще одно ноу-хау Karcher – удаленное обслуживание техники (telematics control unit). Технология позволяет отслеживать местоположение и состояние обширного парка устройств в пределах заданной территории, контролируя уборочный процесс и рациональнее распределяя ресурсы. Также разрабатывается система «умной» уборки Connected Cleaning: установленные по периметру здания датчики отслеживают уровень и тип загрязнений, на основе собранных данных составляется график уборки.

«По развитию цифровых продуктов Karcher опережает другие бренды, – признает Драгунов. – Но на практике они востребованы не на каждом объекте. Иногда это красивая, но избыточная «фишка». Ведь нужен кто-то, кто будет обрабатывать собираемую информацию, и все снова упирается в рабочую силу».

Впрочем, все вышеописанные достоинства являются для брендов «дополнительными показателями». Что же насчет главного параметра – качества техники? По мнению Александра Комарова, под «качеством» надо понимать надежность и ремонтопригодность. И в этом отношении технологическими лидерами являются отнюдь не те, кто выделяется объемом продаж.

«Тот, кто много продает, наоборот, не заинтересован в долговечной технике, – рассуждает он. – К примеру, тот же Karcher удешевляет свою линейку, стараясь сделать массовый продукт. В итоге там, где раньше была металлическая рама, теперь иногда стоит пластик. При такой бизнес-модели за качеством следить тяжело, проще поменять вышедшую из строя машину на новую, чем заниматься дорогим обслуживанием, выяснением обстоятельств поломки. У Tennant тоже много ремонтов, причем запчасти стоят дорого. Зато хорошо проявляет себя Columbus: это неубиваемые машины, надежные лошадки, где почти нет электроники, только механика. То же самое у Hako – 5–7 лет машина ходит без крупных поломок. Другое дело, что у Hako слабые продажи: техника дорогая, а в компании не пытаются снизить издержки, чтобы прорваться в лидеры. Аналогичная ситуация с Hefter: качественная техника, но это премиум-класс, здесь по определению небольшие объемы. Пожалуй, золотую середину нащупали итальянские Ghibli & Wirbel и Fimap: неплохой технический уровень для своей цены, причем видно, что компании работают, изобретают новые модели, модернизируют отдельные узлы. У Nilfisk, например, этого не наблюдается».

Продолжение


Иван Дмитренко, специально для Profile.ru