Проблемы профессиональной уборки объектов архитектуры, искусства и религии. Часть 1.

уборка полов в церкви

Храмы, соборы, церкви, используемые и для церковных служб и для музейно экскурсионного обслуживания, практически несовместимы с сохранением древних художественных произведений: копоть свечей, открытие дверей в любую погоду, приносимые с улицы пыль и грязь, плохие системы отопления, отсутствие современного инженерного оборудования для поддержания температурно-влажностного режима, особенно в условиях климата северных и центральных регионов России – все это самым непосредственным образом отражается на состоянии их внутреннего убранства. Если существуют неполадки системы дренажа и гидроизоляции, на стенах храмов образовывается налет солей, которые разрушают и роспись, и камень. Поэтому в большинстве случаев приходится вести речь не о профессиональной уборке (клининге), а скорее о реставрации. Однако в настоящей статье сделана попытка адаптировать ряд инновационных технологий профессиональной уборки хотя бы для частичного решения проблем, существующих на таких объектах.

Профессиональный подход к уборке любого объекта прежде всего предполагает определение грязи и ее классификацию. Вот одно из определений: «грязь – это нечистота, которая уменьшает возможность использования поверхностей». Достаточно спорное определение, но позволяющее классифицировать грязь различными способами.

Во-первых, это необходимость в ее удалении. Если удаление грязи методами и средствами уборки вызовет фатальные последствия для поверхности, на которой она находится, то удаление этой грязи – задача не уборки, а реставрации.

Во- вторых, источник грязи. Как правило, существует два пути попадания грязи на поверхность чего-либо: оседание частиц на ней и касание грязной поверхности чистой. В первом случае оседает копоть, капает воск, собирается пыль или тополиный пух. Во втором случае – отпечатки грязной обуви, рук, губ. Определив источник грязи, в некоторых случаях можно радикально решить вопрос. Например многоступенчатые, правильно спроектированные и конечно правильно технологически обслуживаемые системы грязезащиты входа храма обеспечивают задерживание грязи, заносимой на обуви посетителей, до 95%. Пример такой грязезащиты приведен на рис.1. Дополнительным, причем существенным плюсом такого решения является пространственная локализация зоны уборки – надо убирать не все помещение, а только эту входную зону, и то только в экстремальных погодных условиях (сильный дождь, снегопад, рядом расположенная стройка), в остальных (учтенных при проектировании) случаях система грязезащиты должна обладать достаточной накопительной емкостью для грязи. Разумеется, при проектировании в зависимости от интенсивности людского потока оценивается:
1. возможность поэтапного удаления с обуви грязи или снега, песка и влаги
2. достаточность размеров
3. возможность удерживания грязи, песка и влаги в толще покрытия
4. сохранение отличного внешнего вида в течение всего срока эксплуатации
5. простота уборки и чистки

Удаление грязи, песка и влаги. При проходе по входной группе напольных покрытий подошвы обуви посетителей должны очищаться от грязи и влаги. Многоступенчатая (3 ступени) система грязезащиты: на первой ступени происходит удаление крупных частиц грязи и песка с подошв обуви (напольное крупноячеистое покрытие, уложенное на улице или в тамбуре в условиях сверхвысокой интенсивности хождения), на второй ступени удаляются более мелкие частицы грязи, а также частично влага (напольное покрытие спиралеобразной структуры), на третьей ступени задерживаются самые мелкие частицы грязи и впитываются остатки влаги (ковры петлевой, как правило, двухволоконной, структуры на ПВХ основании).
 
грязевой барьерРазмеры входных грязезащитных покрытий должны быть достаточными. Грязезащитные покрытия небольших размеров неэффективны, поскольку через них можно переступить. Размер должен быть достаточно большой– такой, чтобы посетители должны были сделать несколько шагов по этим коврикам. Первая ступень грязезащиты может быть организована следующим образом: на улице напольное покрытие для соскребания грязи и снега. Его протяженность может быть 2 шага (около 1 м). В тамбуре уложено покрытие, по которому посетитель должен сделать 3-4 шага, чтобы отделить от обуви крупные частицы грязи (2-3 м.) Чем больше шагов (3-4 шагов) делают посетители по покрытиям второй ступени, тем лучше производится очистка подошв их обуви. На третьей ступени происходит окончательная очистка обуви от мелких частиц грязи и впитывается практически вся влага. Для эффективной работы покрытий необходимо, чтобы посетитель сделал по этим покрытиям 4-6 шагов (4 м.).

Грязезащитные напольные покрытия нуждаются в чистке. Качественное покрытие удобно и быстро чистится – вся накопленная в нем грязь удаляется пылесосом, поэтому покрытие всегда имеет отличный внешний вид. Правда пылесосы для каждой ступени различны.

Вернемся к классификации грязи.

В-третьих, типы грязи. Разделяют нелипкую грязь (мусор, сухую нелипкую грязь, мокрую нелипкую грязь) и липкую грязь (пятна, въевшаяся грязь).

Проблем с уборкой мусора, вносимого извне (бумага, билеты, буклеты, цветы, листья, пакеты, остатки еды) и не липкой грязи (сухой песок, земля с обуви посетителей, пыль, пух растительного происхождения), собирающегося в основном на полу, как правило, не существует. Сложности уборки мусора остатков жизнедеятельности животных, птиц и насекомых связаны с его расположением. Грызуны (крысы и мыши) осваивают подвальные помещения, закутки и ниши зданий. Птицы своими гнездами забивают вентиляционные каналы и системы кондиционирования. Помет скапливается на внешних архитектурных элементах здания, на статуях. Насекомые, например, пауки часто размещают паутину в труднодоступных местах. В последних двух случаях приходится решать верхолазные задачи, прежде чем уборщик сможет приступить непосредственно к уборке.

Липкая грязь (мокрая влажная земля, глина, строительные загрязнения с обуви посетителей, свечные пятна, копоть, сажа, жвачка, следы клейкой ленты). Чтобы убрать липкую грязь, нужна вода или другая жидкость, например, растворитель. При наличии в грязи веществ, растворимых в воде (соль, сахар, фруктовые кислоты, белки), молекулы воды проникают в эти частицы и, взаимодействуя с ними, образуют новую гомогенную смесь. Пыль, земля, сажа не растворяется в воде и не вступает с ней в химическую реакцию, а при смешивании образуется смесь, то есть суспензия, удаляемая с поверхности протиранием. Различные жиры, масла и воск также не растворяются в воде, но, перемешиваясь с ней, образуют эмульсию. Чтобы интенсифицировать процесс образования эмульсии, применяются эмульсификаторы.
По мере того как жидкость из грязи высыхает, грязь сильнее прилипает к поверхности или въедается в нее, переходя в пятна. Несмотря на то, что в настоящее время разработаны уникальные средства (губки со специальными слоями, нетканые салфетки и др.), может потребоваться влажная уборка, применение механической очистки и даже химически активных средств.
выбор метода чистки
Пример.

В церковной службе иконы выставляются на аналой. В праздник много десятков, а то и сотен верующих ее целует, и в результате на поверхности накапливаются следы губ и даже безобразные следы губной помады на священных изображениях. Кроме этих следов, на иконе может наблюдаться мелкое шелушение краски, которое не различит необученный и неопытный глаз. Краска отделятся от левкаса и едва держится, как бы чешуйками очень маленького размера. Это уже разрушение иконы.

Служители или привлеченные к уборке прихожане (это распространенная форма послушания) перед каждым праздником благоговейно «умывают икону» – протирают святой водой или же мыльным раствором и смазывают святым маслом – для блеска. При этом происходит набирание воды в микропоры любого покровного слоя, и со временем такое постоянное присутствие воды приводит в нем к химическим реакциям. Регулярные сухие, влажные или мокрые протирания ускоряют распад красочного слоя, особенно если он неприметно для глаз уже начал шелушиться. Натирания маслом вообще не дают иконе «дышать», приводя к еще более плачевным последствиям.

Совсем другая ситуация с очисткой, если икона в застекленном киоте. Рекомендаций по чистке стекла великое множество: от мокрой газеты до «спецсредств химического происхождения». Однако наиболее уместно в данном случае применение слегка влажного протирания специальной салфеткой, например, Scotch-Brite TM 3020 (3М- Россия). Салфетка представляет собой микроволоконный материал, сделанный из полиэфирного и полиамидного волокна с полиуретановым покрытием. Структура волокна обеспечивает очень высокую очищающую способность и быстрое впитывание воды (можно также рекомендовать салфетки Scotch-Brite TM 2010, их можно также использовать для быстрого сбора святой воды после освящения иконы). Очищающая способность настолько велика, что позволяет эффективно убирать пятна и следы жира, помады, слюны со стекла, и при этом салфетка не оставляет ворса, разводов, следов высыхающих капель. После окончания службы, т.к. эти салфетки обладают высокой химической стойкостью, они могут быть использованы для проведения ручной дезинфекцирующей уборки.

Большинство убираемых поверхностей в храмах несовместимы с применением общепринятых методов уборки с использованием большого количества воды, кислотных или щелочных растворов, с применением агрессивных абразивных материалов и механизированных средств. В терминах профессиональной уборки эти поверхности относятся к деликатным, и при наличии на них грязи возникает технический конфликт технологий – для удаления грязи нужна абразивная способность, но царапать саму поверхность недопустимо. Именно для этого в профессиональной уборке были разработаны специальные абразивные губки, в ряде случаев успешно заменяющие металлические мочалки и щетки, но при этом сохраняющие саму поверхность. Как правило, они представляют собой нетканую или плотную спиралеобразную структуру, в которую внедрены (иногда надежно связанные полимером) частицы абразива (в том числе мягкого и очень мягкого).

Пример чистки деликатной поверхности. Оклад иконы. Исторически сложилась практика их начистить – как правило, к каждому празднику, – “чтоб горели”. Для этого чаще всего используют зубной порошок, а нередко применяют пасту ГОИ или абразивный хозяйственный порошок, и начинают “тереть до дыр”. Известны даже случаи использования кирпичной крошки, особенно в сельских храмах. Но пасты, порошки и даже любимый многими мел – это все абразив, т.е. мелкие жесткие частицы, сдирающие все на своем пути: и грязь, и позолоту. В результате такого «трепетного ухода» оклад блестит латунью и только фрагментами остались серебро и позолота. Вернемся к классификации грязи – «необходимость в ее удалении». Существует мнение, что окладу не свойственно (а если подумать, то и не нужно) сиять и сверкать как зеркалу. Это и не зеркало. Это фон, обрамляющий лик. Иконная живопись – темпера, да еще покрытая олифой, по природе своей несколько матовая. А раз так, то чистить оклады нужно именно от грязи: нечасто и регулярно (примерно раз в год). И здесь как раз для удаления СИЛЬНЫХ загрязнений могут быть использованы губки Scotch-Brite TM серий 98, 90 (они содержат тальковый абразив), а также серий 350, 55-58. Целесообразным представляется допуск к этому виду уборки только квалифицированного персонала, прошедшего специальную подготовку и под надзором и контролем реставрационных служб.

Продолжение следует.

Читать продолжение, часть 2

Читать окончание, часть 3