Ковровые покрытия: поддерживаем чистоту профессионально (5 звезд, 2010)

чистка ковролина в гостинице
 
В каких случаях гостиничному предприятию целесообразно обзавестись специальной техникой, позволяющей выводить пятна на ковровых покрытиях? Что делать, если такой техники нет, а загрязнения необходимо убрать срочно? И как продлить срок службы ковровых покрытий? Опытом делится Тарас Дударь, председатель Национального совета Профессиональной Клининговой Гильдии, руководитель Центра подготовки персонала клининговой отрасли.
 
– Скажу сразу: эффективная чистка ковровых покрытий – вопрос не только наличия специальной техники, но и специально подготовленного, обученного персонала. В большинстве гостиниц горничной говорят: “Вот пятно на ковре, надо вычистить, скоро заезд”. Но эта работа – специфическая, ее должен делать обученный, подготовленный специалист, тем более в гостиницах, где используется дорогой текстиль, например, шерстяные ковры. Если в гостинице больше ста номеров – в ней рекомендуется отдельная служба уборки, не просто рядовые горничные, которые все владеют технологиями выведения пятен, а отдельная бригада, два-три человека, которые периодически проводят спецработы. Потому что ежедневный уход за текстилем – это только уборка сухим пылесосом, а все остальные работы, та же поддерживающая чистка, которую необходимо проводить раз в неделю или месяц, в зависимости от типа и интенсивности использования коврового покрытия –  требуют специального обучения и оснащения.
 
Зачем нужны поддерживающие чистки?

Почему рекомендуется регулярно проводить поддерживающую чистку? Это позволяет использовать щадящие технологии, тем самым продлевая срок службы коврового покрытия.
Такое понятие, как график уборки коврового покрытия, очень широко применяется в Европе: клининговая компания еженедельно или ежемесячно убирает ковры, вне зависимости от их внешнего вида. Люди по ковру ходили? Значит, там в любом случае есть грязь, даже если она не видна, и необходима легкая, недорогая поддерживающая чистка. Кроме того, что эта чистка удаляет грязь, она еще позволяет избежать “дорожек” из протоптанного ворса. Почему методы называются щадящими? Потому что менее агрессивно воздействует на ковер. Если же мы год-два не очищаем ковер, ждем, пока он станет совсем грязным – почистить после этого сможем только интенсивными, агрессивными методами: ковер будет необходимо тереть щетками, сильно мочить, полоскать, использовать горячие растворы, более агрессивную химию – и это обязательно скажется отрицательно на качестве и сроке службы коврового покрытия.

Ведь чем более агрессивные технологии мы используем, тем хуже для ковра. Нарушается структура ворса, разрушается клеевой слой, ухудшается качество крепления коврового покрытия к полу … Поэтому, если инвестор вкладывает деньги в ковровое покрытие и считает не только ту сумму, которую он потратил сегодня, но и ту, которую предполагается потратить на протяжении ближайших пяти-десяти лет, то получится, что хороший, качественный ковролин и правильно подобранная технология уборки позволят ему сохранить внешний вид ковролина на протяжении шести-семи, а может даже и более 10-ти лет. Бывает, что предпочитают купить ковролин подешевле и часто, может раз в три-четыре года, его менять. Это может показаться более выгодным, если брать в расчет только стоимость собственно ковролина. И это довольно распространенная ошибка. Ведь если посчитать все расходы: стоимость демонтажа старого покрытия, подготовки пола и укладки нового – стоимость ковролина в результате вырастет в несколько раз. Могу привести пример из практики. Однажды мы были в Варшаве, в одной из сетевых черех-звездочных гостиниц, по приглашению компании, обслуживающей эту сеть. Выходим из лифта – и мне в глаза бросаются большие пятна на ковролине. Я расстроился, думал, увижу образцовый отель – и сразу такой непорядок! Мы работали в гостинице два дня, и я обратил внимание, что везде чисто и только возле одного лифта – эти пятна. Спросил: “Вы что, не можете их почистить?” – и услышал в ответ: “Вы правы. Наверное, пора ковролин менять”. Я сказал, что не это имел в виду: “Почему же вы почистить не можете?” – “Видите ли, этому ковролину уже 16 лет, – ответили мне – и эти пятна на третьем этаже мы удалить не можем”. Я не поверил своим глазам: да, пятна возле лифта, но во всей гостинице ковролин чистый. Думал, ну три года ему, ну четыре – но 16 лет текстильному покрытию! И выглядит просто прекрасно!.. К слову, как показывает практика клининга, примерно 10% пятен удалить невозможно. К ним относятся устойчивые и так называемые законсервированные загрязнения – когда в результате неправильной чистки консервируется остаток загрязняющего вещества. Потому, повторюсь еще раз, и нужен специалист, который прошел специализированное обучение чистке ковролина – в этом случае, сталкиваясь с удалением пятен, человек будет знать, чего делать нельзя. Самый простой пример – даже в быту многие знают, что белковые пятна, например, кровь, нельзя обрабатывать горячей водой. Если мы застираем пятно от крови горячей водой – мы его “заварим”, и оно потом вообще не удалится. Или – сладкие напитки: в сахаре содержится глюкоза, вступающая в реакцию с некоторыми видами растворителей. Если мы пятно от кофе с сахаром начнем убирать пятновыводителем на основе такого растворителя, мы закрепим его: оно чуть-чуть посветлеет, но не удалится полностью. Такие пятна нужно сначала обрабатывать водой (вымывать сахар), и только потом оставшуюся окрашенную часть удалять с помощью пятновыводных средств. Подобных примеров много, и их нужно знать.     
 
Техника и технологии

Конечно, у большинства производителей в линейках профессиональной химии есть пятновыводители, включая универсальные. Они просты в применении, и навыкам обращения с ними должна быть обучена каждая горничная. Ведь свежие пятна удалить всегда гораздо проще, чем застарелые. Кроме того, на мой взгляд, в любой гостинице необходим комплект оборудования, “справляющийся” с пятнами в процессе поддерживающей чистки ковровых покрытий.  Можно обойтись универсальной машиной, которая помимо уборки ковровых покрытий, может мыть твердый пол, чистить мягкую мебель и матрасы, работать как водосос – собрать пролитую воду на мягком покрытии, или жидкую грязь – на твердом, например, во входной зоне в дождливую или слякотную погоду, а также помочь в таких редких случаях, как, например, прорыв канализации. Отмечу, что такие машина эффективны на небольших площадях, потому, если для небольшой гостиницы достаточно одного-двух таких аппаратов, но для объекта побольше, целесообразно наличие специальной техники для разных областей применения: во-первых, для уборки больших площадей необходима более мощная техника, во-вторых, проблемы могут возникнуть одновременно в нескольких местах.  

Гостиницам я бы не рекомендовал использовать вместо профессиональной техники бытовую. Как правило, ее приобретают из соображений экономии – но в результате приходится переплачивать потому, что эта техника не рассчитана на удаление сложных загрязнений и интенсивную эксплуатацию. И поэтому для решения сложных задач все равно приходится обращаться к профессионалам. Получается, мы платим трижды: первый раз за то, что покупаем не подходящую технику, второй – платим персоналу, который пытается этой техникой что-то сделать, и затем платим сторонним организациям, которые исправляют ошибки. Так что. на мой взгляд, в таких случаях проще заключить договор с клининговой компанией для проведения поддерживающих чисток и удаления сложных загрязнений, а работе по выведению свежих пятен обучить горничных.
 
Анна Мирошниченко. “5 звезд”, декабрь 2010 г